Итоги выборов, которые мы получили — плод целенаправленных усилий правящей партии. Сначала внесли поправки в законодательство о том, что депутатов будут выбирать только по партийным спискам. Раньше на одномандатных округах шла конкурентная борьба между кандидатами, избиратели в живую видели того, кого они выбирают. Теперь же народ вынуждают голосовать за некий партийный список кандидатов, ни один из которых никак не обязан избирателям конкретного округа и может плюнуть на их нужды с высокой колокольни.
Потом подняли порог прохождения в Думу — с пяти до семи процентов. Проголосовали вы, например, за «Яблоко», партия не набрала семь процентов — ваши голоса исключительно из принципов демократии разделят между ЕР, КПРФ, ЛДПР и справедливороссами, партиями, чью идеологию вы на дух не переносите. Хотя, если разобраться, на кой он нужен, этот избирательный порог? Пусть в Думе у каждой партии будет столько процентов мест, сколько голосов она получила!
Наконец, последним «аккордом» демократизации стало исключение из бюллетеня графы «против всех». Мол, теперь голоса избирателей не будут пропадать. Но, господа, какое ваше дело? Если никто из кандидатов или партий меня не устраивает, зачем я должен искать в бюллетене наименьшее зло?
Перед выборами на федеральных телеканалах было абсолютное засилье «ЕдРа»: то Дмитрий Анатольич, то Владимир Владимирович, то оба сразу. То партийные встречи, то комбайны в поле (Хотя, после сюжета про удачное ныряние премьера в море за амфорами я уже ничему не удивляюсь)... Президент, по моему убеждению, вышел за рамки приличия: как глава государства, он не имел морального права возглавлять партийный список. Его делом было контролировать законность и демократичность выборов. Вместо этого мы видели (на «НТВ», например) обращение к народу проголосовать — и тут же сюжет про слаженную работу тандема. А после выпуска новостей — передачу о том, на чьи деньги в России работают международные наблюдатели.
Давление на психику избирателей достигло апогея в последнюю перед выборами неделю. И защитной реакцией стало протестное голосование. Именно из-за прессинга, отсутствия реального улучшения жизни, обещаний в духе «завтра будет лучше, чем вчера» единороссы не набрали тех процентов, о которых говорили. И теперь выдают это чуть ли не за широкий политический жест в пользу конкурентов.
Многие наивно полагают, что КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» — оппозиционные партии. На мой взгляд, в их думских фракциях сидят обыкновенные политические функционеры, чья задача — остаться с депутатской корочкой и полномочиями еще на один срок. Все они — из той когорты, с которой власть всегда сможет договориться (путем нехитрых уступок или без таковых). Ни одна из этих партий не способна, да и не готова войти с «Едром» в политический клинч по принципиальным вопросам. Недаром всех их называют «крыльями» ЕР. Действительно оппозиционным партиям сейчас просто не дадут поднять голову, а те, кто их финансирует, запросто могут проследовать за Ходорковским.
Что нас ждёт? Новые выборы. Я уверен: народ «попрессингуют» еще сильнее, и он выберет того, кого надо. С его приходом во всех демократических механизмах до упора закрутят гайки, о свободе слова можно будет забыть. Мы продолжим сидеть на газонефтяной «игле», будем отставать от ведущих и развивающихся стран и рассказывать про свое Сколково.
Всё будет хорошо, Только хуже.
Сергей Прокопенко, «Эхо недели».
Комментариев нет:
Отправить комментарий